Обучение

Сообщение об ошибке

Обучение

Сообщение об ошибке

Дистанционное обучение: развивайтесь без лишних отговорок!

29 декабря 2012

В Образовательном центре ПВТ по ряду образовательных программ предоставляется возможность пройти обучение в очно-дистанционном формате: еженедельные очные занятия по субботам чередуются с онлайн-занятиями в формате вебинаров. Такой формат появился у нас не случайно. 

Во-первых, так у нас появляется возможность донести  обучение до слушателей со всех регионов Беларуси. Во-вторых, мы можем привлекать в качестве преподавателей экспертов из разных регионов, в том числе — и из других стран. В-третьих, эта форма пользуется спросом у тех людей, которые по разным причинам не могут регулярно посещать очные занятия в наших утренних и вечерних группах. В-четвертых, время проведения вебинаров можно подстраивать под каждую группу, и это добавляет определенной гибкости к проведению занятий в будние дни. И в-пятых, люди учатся удаленному взаимодействию, и эти навыки будут очень полезны в работе любому ИТ-специалисту!

Такое обилие плюсов, тем не менее, натыкается на стереотипы о дистанционном обучении и его эффективности. Мы постараемся разрушить несколько наиболее популярных мифов.  

Миф первый. Дистанционное обучение неэффективно, потому что нет эффекта «глаза в глаза»

Действительно, дистанционное обучение подразумевает, что преподаватель и обучаемые находятся на расстоянии и друг друга не видят. Является ли это недостатком? Скорее — наоборот, ведь в этом случае на первый план выходит тот материал, который необходимо обработать, и  те задачи, которые необходимо решить. В глазах преподавателя необходимого материала нет, и решения задач по ним не угадаешь!
Кстати, вебинары — это всего лишь одна из форм синхронного обучения, т.е. все участники одновременно подключаются для учебного взаимодействия к какому-либо ресурсу: виртуальному классу, Skype, форуму, чату и т.п.  Не менее эффективны различные формы асинхронного обучения, когда каждый участвует в тот момент, когда ему удобно. Например, в асинхронном формате можно совместно разрабатывать документы в Google Docs, обсуждать важные вопросы на форуме, просматривать и комментировать видеоуроки и т.п. В каждом из этих случаев можно получить куда больше учебных артефактов, нежели глядя в глаза преподавателя. При этом возможность обращаться к нему по разным вопросам никуда не пропадает!

Миф второй. В классе преподаватель может уделить мне больше времени

Большой опыт очного и дистанционного преподавания позволяет мне утверждать, что все происходит с точностью до наоборот. Именно в дистанционном формате преподаватель может уделить вам столько времени, сколько нужно именно вам. Особенно — при асинхронном взаимодействии. Можно подстроиться и под темп обучаемого, и под тот объем материала, который он готов усвоить! Кто-то хочет, чтобы его постоянно подбадривали, кто-то без устали забрасывает вопросами, а кто-то хотел бы, чтобы его вообще поменьше дергали и не отвлекали — все эти индивидуальные особенности гораздо легче учесть в дистанционном формате.
 
Миф третий. Чтобы учиться дистанционно, нужна очень сильная мотивация

Самый мой любимый миф! Человек испытывает потребность учиться тогда, когда осознает, что без этого он не сможет решать те проблемы (личные ли, профессиональные ли — не важно), которые сейчас перед ним стоят.  Нет проблемы — нет потребности. Нет потребности — нет смысла идти учиться. Зачем платить свои (а иногда — и не свои) кровные за то, в чем не испытываешь потребности? Про запас учиться — бессмысленно: знания устаревают слишком быстро, особенно в ИТ-сфере. 
Если пришел — значит, нужно! Значит, работаем! И ключевое слово здесь — РАБОТАЕМ. Больше всего проблем испытывают те слушатели, которые хотят прийти, послушать и стать специалистами. В дистанционном обучении просто слушать не получается: нужно уметь работать с информацией, думать, что спросить и как спросить. Да и монотонную речь долго слушать трудно — можно заснуть. 
Таким образом, если нет потребности учиться, если не понимаешь, зачем тебе это надо, то форма обучения ни при чем, и наш третий миф превращается в банальную отговорку.

***
И под занавес. Мы сейчас проводим исследования для выявления ключевых компетенций ИТ-специалистов разных профилей. В исследованиях мы опираемся на опыт специалистов из ведущих белорусских ИТ-компаний, в первую очередь — компаний резидентов Парка высоких технологий. 
На текущий момент в результате исследований были получены три модели компетенций: специалистов по тестированию, бизнес-аналитиков и программистов. Во всех перечисленных моделях есть следующие компетенции:

  • сбор информации,

  • командная работа,

  • убедительная коммуникация,

  • ответственность.

В дистанционном обучении эти компетенции отлично развиваются. Вам постоянно приходится изучать и анализировать различные источники информации, т.е. осуществлять сбор информации, необходимой для решения задач. Общаясь на форумах, дискутируя на вебинарах, вы развиваете убедительную коммуникацию, в том числе — такую ее составляющую, как письменная коммуникация. Работая удаленно над выпускными проектами в малых группах, вы учитесь работать в команде: согласовывать свои действия, распределять задачи, налаживать обмен информацией и т.п. Ну, и ударяя по мифу № 3, вы развиваете в себе ответственность: заявив о своей готовности обучаться, вы берете на себя определенные обязательства, которые необходимо выполнять. 
 
Автор статьи: Елена ЛОКТЕВА.

Полная, частичная перепечатка или любое иное использование материалов с сайта IT-Academy разрешается только с указанием активной гиперссылки, ведущей на первоисточник (точный адрес страницы на www.it-academy.by).